Ad
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЭЗИЯ
Пользовательск ого поиска
Меню сайта
Рассылки Subscribe.Ru
Космическая поэзия
Религиозная поэзия
Тюремная поэзия
Категории раздела
БОГ,ВСЕВЫШНИЙ,ГОСПОДЬ, АЛЛАХ [112]
Разное [1]
ХРИСТОС [23]
АД [1]
АНГЕЛ [9]
АДАМ [1]
АПОКАЛИПСИС [4]
АГНЕЦ [0]
БОЖЬЯ МАТЕРЬ [6]
БУДДА [0]
БИБЛИЯ [0]
БЛАГОВЕСТ [2]
БЛАГОВЕЩЕНИЕ [0]
БОГОМОЛКА [0]
Бхагавад-Гита [38]
ВЕРА [3]
ВЕРБА [2]
ВЕЧЕРНЯ,ВЕЧЕРЯ [0]
ВИФЛЕЕМ [0]
ВОЗНЕСЕНИЕ [0]
ВИДЕНИЯ [3]
ГРЕХ [7]
ГАВРИИЛ [0]
ГЕОРГИЙ [0]
ГЕФСИМАНСКИЙ [0]
ГОЛГОФА [0]
ГРААЛЬ ,ГРАЛЬ [0]
Дьявол,Сатана [0]
ДЕВА [0]
ДЕМОН [0]
ДУХ СВЯТОЙ [1]
ДУША [155]
ЁЛКА [3]
ЕВА [0]
ИКОНА [1]
КРЕСТ [3]
КРЕЩЕНИЕ [0]
ЛЮБОВЬ [8]
НОВЫЙ ЗАВЕТ [1]
МОЛИТВА [36]
НЕБЕСА [0]
ОТКРОВЕНИЯ [8]
ПАСХА [5]
ПРИТЧИ [2]
ПСАЛМЫ [2]
РАСКАЯНЬЕ [1]
РЕИНКАРНАЦИЯ [0]
РОЖДЕСТВО [9]
СТРАШНОЙ СУД [3]
СМЕРТЬ [21]
Спас [0]
ТРОИЦА [1]
ХРАМ,СОБОР, ЦЕРКОВЬ [8]
ЧЕРТОГИ СВА [0]
ЧУДО [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
  • Главная » Статьи » РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЭЗИЯ » БОГ,ВСЕВЫШНИЙ,ГОСПОДЬ, АЛЛАХ
    />
    БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.1- 12.

    БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.1- 12.
    1.Арджуна сказал.
    Я хочу знать истину, о, Многорукий, об отречении саннйаса, а также, о, Хришикеша, в чем заключается его отличие от отречения тйага, о, Кеши-Нишудана.
    КОММЕНТАРИЙ:
    В этой заключительной главе Бог поднимает весьма важные, существенные вопросы через Арджуну и так дает последние и крайне необходимые наставления всем в направлении духовного становления. Но надо понимать, что и Бхагавад-Гита не исчерпывает собой все, что хотел бы сказать Бог человеку, но эти, данные Богом знания, – совершенны, абсолютны, лучшие, изначальные, есть тот базис, на котором Бог будет и дальше продолжать духовную настройку, расширяя и углубляя сознание человека, привнося в материальный мир духовные знания еще более высокого порядка, ибо они есть воистину Божественный и нетленный проводник к Богу во все времена. Никогда и ни одно из знаний, которые дает Бог, не исчерпывают себя, но даются постепенно, шаг за шагом, с учетом той ступени человеческого и индивидуального развития, на которой стоит и общество и отдельная личность. Будут даны знания и более высокого порядка. Но это – в будущем, неизбежно. Это надо знать. Теперь же Бог акцентирует внимание Арджуны и всех на вопросах достаточно понятных и известных для современников Арджуны. Вообще, эти, здесь поднятые понимания, были уже в свое время даны Богом, усвоены многими и использованы в практике йоги так, как Бог дал в сердце, в понимание каждому и по его личной ступени. И отречение саннйаса и отречение тйяга – есть знания древние, лучшие, духовные, ни есть плоды человеческого мышления, но были привнесены только Богом через духовных учителей, святых, преданных, и смысл этих направлений был хорошо известен всем, как и самому Арджуне, но были даны без акцентов, без особого доминирования, ибо Бог управлял более не развитым интеллектуально человеком, обладающим полнотой духовных знаний, а через его преимущественно невежество, слепое следование авторитетам и внутренние желания и возможности человека, исходя из менталитета всего общества, его мыслительного уровня и материальных возможностей и воззрений членов общества на тот период. На самом деле и санньяса и тйяга – два направления отречения, используемые в пути преданного служения, оба направления имели и имеют право на жизнь, имели от Бога свое назначение и смысл, свои причины и следствия. Отречение в любой форме – есть творение Бога, подогнанное оптимально под исторический период, ступень развития общества, которое непременно предусматривает реальные возможности человека в его окружении, его данные, желания, опыт, ожидание. Бог мог бы дать и большее число разновидностей отречения. Все они – от Бога, все они имеют свое назначение, все они не равнозначны фактически, все они непременно привносят в плане развития духовности, но все они ведут к Богу. Всем им Бог позволяет быть в материальном мире и управлять им в плане духовного развития живых существ. Все – инструменты Бога, которые каждому подбираются тщательнейшим образом, очень индивидуально, на свой срок действия и по своим причинам. Но человек – разумен, постоянно развивается, у него непременно Волею Бога назревают вопросы о качестве своего духовного пути, рациональности, эффективности тех или иных направлений духовной практики. Ребенок Бога, он, как и Бог, мыслью вездесущ, требователен к себе, отвечает за себя, себе желает движения, развития, высший итог, опережая мыслью свои телесные и умственные способности и возможности, хотя в своем мышлении и ограничен опытом и качествами, как и материальным миром и в нем мышлением, и не может видеть, что все абсолютно, уместно, вовремя, имеет свой срок, свой результат, свое от Бога назначение и слабому в пути и среднему и сильному, все действенно, все и каждому по запросам внутренним каждого, все универсально в своем влиянии, и этим все совершенно. Разумный человек, не имея возможности обозреть творение Бога со стороны и оценить его, побуждаемый Богом, желает внедриться по возможности в дела и Планы Бога на себя и других, увидеть, что все нуждаются в специфических, им только предназначенных средствах развития, желает в себе вычленить из всего для себя наилучшее, наиболее действенное, наиболее авторитетное, наиболее эффективное средство. Но для этого предлагаемое Богом обществу средство, духовную практику, имеющее одну суть – отречение, но разнящееся по названию и практическому приложению (тйага и саннйаса), желает сравнить, от Бога, от Высшего авторитета услышать, в чем разница этих двух направлений, их взаимосвязь и приоритеты, даже если уму человека и кажется очевидным, но все же определить для себя отличие и предпочтение через Мнение Высочайшее, Мнение непререкаемое, Мнение Бога, чтобы уже после этого понять, что же лучше, что предпочесть в практике йоги, что избрать и поэтому, в каком направлении преимущественно действовать во имя успеха. Почему Бог понуждает Арджуну к этому вопросу? Да потому, что пора навести порядок в умах, пора разграничить существующие практики, которым следовали многие умы на пути к Богу, пора внести ясность и сказать, в чем разница, и с тем, чтобы указать, что значимей, что существенней, что более во благо, ибо и сам Арджуна уже проявил невежество в этом плане, избирая отречение саннйаса, как отказ от сражения, как, по сути, путь отшельничества, жизнь вне государства, имея перед глазами образы святых того времени, отреченных от любой деятельности, живущих на подаяние, получая милость в странствиях при полном отрешении от мира, от любой деятельности в материальном мире, уходя в природу, считая такой путь угодным Богу, путь без семьи, без долгов, без связей и отношений, считая такой образ жизни достойным садху… До поры это как бы приветствовалось и Богом, благословлялось, считалось естественным и распространенным. Однако, общество поднимаясь по ступеням развития, развивая своих членов, достигло уже того уровня, где такой выбор, такое понимание Воли Бога стало тормозить духовное развитие, ограничивать его, перекрывать доступ к совершенным знаниям более высокого порядка и через другую практику, другой путь отречения, преимущественно подходящий и действенный для большинства членов общества, в связи с неминуемыми переменами и преобразованиями в его установках и законах. Регулируя в обществе путь духовного развития, Бог теперь уже направляет Своих преданных более рациональным путем. Но для этого нужны узаконенные знания, знания от Бога, а потому авторитетные, те знания, которым придется следовать, прислушиваться к ним и ими руководствоваться, как Высшим Мнением Бога. Поэтому пора объяснить и другую форму отречения. Более благоприятную, более подходящую в данных условиях, которая способствовала бы также и решению ряда других вопросов, возникающих в связи с отречением личности от работы в цивилизованном обществе, где на поверку непременно всплывает вопрос о средствах для существования, вопрос и о поддержке других членов семьи такого йога, его престарелых родителей, вопрос, который уже не возможно сложить на плечи внимающим членам общества, но выруливать из всего самостоятельно и при этом все же служить Богу и быть в состоянии отречения. Несомненно, Арджуна, задавая свой вопрос, преследует желание понять для себя свой путь, свое отречение и меньше всего озабочен тем, что это насущный вопрос для всех и для всех прозвучит ответ достаточно веский, непреклонный, лучший, во благо идущему к Богу, милостивый, ответ на века, на тысячелетия. Но, а пока… Вопрос задан. Вопрос об отречении саннйаса и тйага. В чем их различие? Но сначала… в чем их суть? Ответ на этот вопрос непременно будет полезен современному преданному и не только, ибо многие изобретают, ища духовное просветление, путь реального отшельничества ( отречения саннйаса) и в современном мире, работая на себя, удаляются от цивилизации, бросая семьи, не обеспечивая своих престарелых родителей, прикрываясь тем, что они избраны Богом, что в материальном мире никому и ничего не должны… И так на самом деле запутываются в сетях материальных отношений, ибо долги никто не отменял. Воистину.
    2.Шри Бхагаван Сказал.
    Отказ от удовлетворения чувств и работы мудрецы знают, как отречение саннйаса. Отказ от всех плодов деятельности сведущие называют отречением тйага.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Здесь Бог четко и однозначно называет те бытующие во времена Арджуны виды отречения, которые были достаточно хорошо известны посвященным того времени и которые не чужды для понимания современника, идущего по пути духовной реализации. На первый взгляд видится, что можно избирать любое из приведенных видов отречения, и путь духовного развития тебе обеспечен, ибо все дано в достаточно авторитетных писаниях – Ведах, все по идее несет в себе элемент аскетизма, все может быть использовано в практике йоги, и все может быть направлено на Личность Бога, рассматриваться, как элемент преданного служения, что самое здесь главное и определяющее. И все же, столь ли уж однозначны эти два вида отречения, столь ли успешно их применение. Видимо, не совсем, ибо Бог поднял эти вопросы в Арджуне, зная, что здесь и его камень преткновения, и должен высказать и Свое окончательное Мнение потому, что человечество уже готово следовать Божьему совету, а не избирать в угоду своим чувствам и качествам, которые и здесь пора развивать и поднимать на более высокую ступень духовной реализации. Что же означает саннйаса? И кто такие саннйаси? Имеет ли это определение отречения, само отречение право на жизнь? Это, прежде всего, путь, следуя пояснению Бога Кришны, отказа от удовлетворения чувств и отказа от работы. Санйаси – это те, кто есть духовные учителя, проводники к Богу, чистые преданные, те, кто на самом деле не исполняет никакую работу в плане получения материальных вознаграждений, для поддержания своего тела или тел близких, это те, кто также не занят удовлетворением чувств, не идут на поводу материального ума, но удовлетворяют себя в рамках поддержания тела. Такой образ жизни – От Бога, дан духовным учителям, святым - Богом, дан Божественной Волей, принудительно, всем образом жизни, мышления, окружением, реальной внешней и внутренней поддержкой этого пути достойных, есть оптимальный вариант существования для духовных учителей, вся жизнь которых направлена на чистое беспримесное преданное служение, на то, чтобы быть проводником к Богу и доносить до других совершенные знания Вед, передавать духовный опыт, наставлять. В современном мире таких людей – единицы. Даже если они захотели бы работать – Бог не даст. Это те, на кого Бог опирается, через кого вещает, кто заслужил, кто подходит качествами, умом и интеллектом, чья карма разрешает в полной мере. Такие люди раньше жили на подаяние или обеспечивали сами себя, ведя жизнь в отшельничестве, используя материальную природу, свой труд на обеспечение себя и труд своих учеников. Саннйаса – отреченный образ жизни, где нет материального труда, где нет пути удовлетворения чувств, где есть аскетизм, терпение и смирение, изучение Святых писаний, путь, всецело посвященный Богу, вне мирских связей и зависимостей, путь добродетели, путь миролюбия, путь непривязанности, путь контроля ума, желаний, чувств, авторитетный, признанный, но и не рекомендуемый буквально для всех преданных, ибо и не все духовные учителя, не всем жить вне человеческой цивилизации, не всем и идти по пути подаяний или вследствие труда их учеников, ибо и не каждый может быть духовным наставником такого порядка. Арджуна был склонен думать, что примеры других святых, дваждырожденных, духовных учителей могут подойти и ему, просто решив, удалением из мира, его многих проблем бытия, которые казались неотвратимыми и требовали живого участия. Таких, так мыслящих, как Арджуна, и тогда, и теперь достаточно, избирающих путь прямого отказа от материального труда, надеясь на Бога, видя перед собой примеры других. Увы. А долг? Кто эти долги перед близкими будет брать на себя? И потом. А как поддерживать в таком случае свое собственное тело? Ужели ходить от дома к дому и благословлять его? В надежде на воздаяние? Но мир материальных отношений усложняется, становится более интенсивным, желает движения, желает самостоятельности, желает идти, надеясь на себя, без Бога. И в этом появляется необходимость, ибо это способствует развитию ума, разума, интеллекта. Бог временами отстраняется, дает поголовное безбожие, многим, целым государствам. Люди стали не столь благостными к доморощенным святым, не готовы их содержать, но посылают трудиться и добывать, как и исполнять свой долг перед членами общества. Мир не стал грубее, не стал греховней, но стан здесь требовательней, стал независимей от тех, кто благословляет, ибо более надеется на себя, на свой труд, на свои старания, чего и другим желают. Тем более, что таких верующих, не желающих работать, становится пруд пруди, ибо каждый метит в саннйаси, в узаконенное Богом безделие, благословленное Богом. Кому – да, а кому и нет. Вот это «нет», запрет на безделие пришло время Богом узаконить, надо узаконить провозглашением необходимости работать. Поэтому Бог и поднял разговор об отречении, которое, раздвоившись, провозгласило право работать и не работать. Пора указать на ту дверь, которую многие преданные стараются обойти, ссылаясь на Волю Бога или попущение Бога относительно реального труда. Так какая же эта вторая дверь? Которая бы тоже вела к Богу, но и учла, что работать-то надо, долги-то никто не отменял и никто на себя брать поддержание тела святого не собирается, ибо дай Бог себя прокормить, так как Бог не балует никого, и всех развивает в одном направлении – к Богу, где необходимы качества, а качества произрастают и из бедности и из многих преград, где за все надо бороться и добывать кровью и потом изначально. Эта другая дверь – отречение тйага. Которую многие старательно пытались и пытаются миновать, хотя она и провозглашена Богом и не раз в самом начале Бхагавад-Гиты. Речь идет о карма-йоге, в основе которой и лежит отречение тйага. По определению, данному Богом, отречение тйага есть отказ от плодов деятельности. В этом суть карма йоги. Этот путь рекомендуем Богом в главах 3, 5. Таким образом, Бог Кришна пока не ответил на вопрос Арджуны, но указал на два возможных пути отрешения, существующие в материальном мире и дал им определение.
    3. В этой связи одни великие мудрецы говорят, что от работы следует отказаться, как от причины греха, а другие считают, что никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Итак, в основе разговора лежит ОТРЕЧЕНИЕ, основа основ духовной реализации, имеющее, однако, две формы проявления, согласно определению отречения, данному Богом Кришной: 1. Отречение полностью от трудовой деятельности и удовлетворения чувств (саннйаса) и 2. Отречение от плодов деятельности, какой бы она ни была, т.е. непривязанность к результату (тйага). Две такие формы отречения даны Богом материальному миру через Арджуну и не только, и ранее, существуют, имеют право на существования, ибо есть творение Бога, данное миру, данное тем, кто идет к Богу, кто желает себе совершенство. Поскольку есть, существует две формы отречения, то есть и люди, два направления духовных практик, которые следуют им строго, считая, каждое, свое направление лучшим, наиболее плодотворным и полезным, как и благословленным Богом. На самом деле и к Богу люди идут с разных ступеней собственного развития, имея разную карму, разный опыт материальный и духовный, разные качества и разный уровень духовного понимания и интеллекта. У каждого свой уникальный путь, свой выбор, однако не личный, но с Богом, знающим о каждом человеке больше, нежели он сам о себе. Далеко не каждый может знать, почему у него тот или иной выбор, каждый идет по руслу своей судьбы так, как она его ведет и пользуется теми вратами, в которые она, а на самом деле Бог, вводит человека. Чтобы каждый был оптимален, Бог дает идущему понимание, что его выбор лучший, значимей, точнее, производительней. Поэтому и каждый, принимая Божью Волю в себе за себя, убежден в истинности своего выбора и отталкивается от любого другого направления, хотя Бог в следующей жизни может дать человеку то понимание, которое поведет его путем, некогда отвергаемом. До каждого направления мысли следует дорасти. Человеку знать о себе доподлинно не всегда благоприятно. Ибо в таком случае его усилия будут слабы, а результат хуже, чем наметил Бог, и стартовая площадка для новых знаний и опыта будет подготовлена крайне слабо. Поэтому одни непременно будут считать, что следует выбрать одно направление Отречения и будут за него стоять насмерть, а другие – другое и столь же будут непреклонны. Так было надо на определенной ступени человеческого развития, так надо и теперь, ибо ступени человеческого развития никто не отменял и каждому дается его духовная практика по его ступени Самим Богом. Но наступает тот период, когда такая позиция начинает мешать тем, кому пора все же переходить из одного уровня понимания на другой. Без Бога этот процесс будет крайне медленным, болезненным, не эффективным. Поэтому Бог объявляет Арджуне, какой выбор лучший, истинней, более высок и считается менее греховным или не греховным. В центре внимания Бога – работа, деятельность, то, на что может быть направлено отрешение. Итак, к работе двоякое отношение. Какое? Отношение людей глубоко религиозных, преданных Богу Кришне, готовых посвятить Богу всю свою жизнь, готовых претерпевать, готовых неуклонно служить Богу без отклонений. Одни стоят на позиции, что от работы следует отказаться, как от причины греха. Т.е. не работать в материальном мире. Как угодно жить, но не работать, не служить миру материальных отношений, предоставить свое содержание Богу, его Воле, довольствоваться милостынями, довольствоваться работой только на себя, поддерживая тело в первобытных условиях, отказавшись также от благ цивилизации, имея примером путь многих святых и отшельников, посвящающих жизнь только Богу и не отвлекающихся на мир суеты в любом его проявлении, готовых оставить жен, детей, родителей на попечение мира материального и принять саннйасу, подобно духовным учителям. Почему люди так мыслят? Такова ступень их сознания, их страх быть вовлеченными в материальные связи и отношения через труд, сила давлеющих примеров и устарелых догм верности религиозным принципам. В конце концов, и так они укрепляются духовно, и так они добывают Божественные качества, и так они служат Богу. Им, многим так можно, иной раз и в виду слабости качеств и духовных знаний, но не всем. И будут они отстаивать свой путь направленный именно так. Однако, всех Божественных качеств таким путем не наработаешь. Есть здесь и свои прорехи, есть здесь и свои границы духовного развития, есть здесь, в таком пути отрешения и элемент греховности, ибо человек не исполняет предписанные обязанности, свой долг и неправильно понимает путь предания себя Богу, ибо возлагает на Бога ответственность за себя и своих близких там, где мог бы реально работать и помогать.. Не очень удовлетворяет Бога такой путь иждивенчества постоянно. Считающие путь работы – путем греха все же ограничены в совершенных знаниях Вед, идут как бы по пути наименьшего сопротивления, идут по пути боли другим, ибо снимают с себя ответственность за нуждающихся членов семьи, возлагая этот вопрос на Бога и тем становясь своего рода долгими иждивенцами Бога. Но есть те, кто в вопросе отрешения действуют и мыслят иначе. Они стоят на другой ступени понимания. В чем же суть их убеждений? Откуда они их вынесли? Только из Вед. Изучили Слово Бога. Осознали. Что же они поняли относительно отрешения? - То, что любая деятельность, будь то жертвоприношение, благотворительность или тапасья или работа или еще какая-нибудь деятельность – может и должна фактически быть исполнима и в условиях материального мира, и она не будет считаться кармической или греховной деятельностью при условии, если человек будет исполнять ее, не привязываясь к плодам деятельности, не распоряжаясь ими, не медитируя на них, каковыми бы они не были. При таком понимании, они считают, человек непременно должен быть сосредоточен в себе на Боге, должен постоянно мыслить в плане посвящения деятельности Богу, как Тому, Кому все изначально принадлежит и Кто всем распоряжается. Т.е. фактически труд для таких людей, так понимающих отречение, есть лучший способ и поддержать свое тело и исполнить долг по отношению к близким, и есть причина для постоянной медитации на Бога, а потому есть служение Богу, фактически непрерывное, ибо деятельность человека продолжается постоянно. В таком случае человек не видит причиной других людей, не устремляется в материальные диалоги, связи, отношения, но по мере того, как изнутри ему подсказывает Бог. Человек становится немногословен, старателен, и извлекает так совершенные знания, видя, как Бог управляет процессом работы, как Бог управляет другими людьми, как Бог управляет и мыслительным процессом, памятью, навыками и речью. Такой опыт многого стоит и многое дает. Таким опытом пренебрегать не следует, чем бы человек не занимался. Таким образом, два вида отрешения влекут за собой два вида устоев, два вида отношения к любой деятельности, порожденные важнейшим принципом преданного служения – отрешением. Но каково же мнение Бога? Что Бог рекомендует? Именно рекомендует, ничего не перечеркивая, ибо всему еще быть. И Сам Бог распределит, что, кому, за что и на какой период. И все же… Каково Мнение Бога?
    4.Поэтому, о, Бхаратасаттама, услышь Мое непоколебимое Мнение об отречении тйага. О, Пурушавйагхра, отречение тйага непременно объявлено в трех видах (в зависимости от трех гунн материальной природы).
    КОММЕНТАРИЙ.
    Таким образом, было сказано, что отрешенность может быть двух видов – саннйаса и тйага, Бог дал им определение. Саннйаса – путь отречения от удовлетворения чувств и от работы, есть фактическое устранение, неисполнение работы. И тйага – отказ, отречение от плодов любой своей деятельности, включая работу, ее непременное исполнение, направленную на поддержание тела. Вот два пути, которые на тот период во времена Арджуны практиковались святыми, духовными учителями, дваждырожденными. Оба пути рассматривались, как преданное служение Богу Кришне, считались авторитетными, абсолютными, признанными, хотя у сторонников обоих направлений и могли быть разногласия в вопросах истинности пути того или иного отречения. Сам Арджуна оказался озадаченным, когда Бог, Сам Бог не позволил ему полностью отказаться от сражения, следуя, таким образом, примеру многих других духовных учителей, не желающих принимать участие в материальных игрищах любого порядка, включая и материальную деятельность, долг, предписанные обязанности в данном обществе, но желая удалиться от всего, имея свои доводы, на которые тотчас получил Божественное возражение (глава 1, 2), где Бог настойчиво рекомендовал исполнить приписанные обязанности и дал указание, как это лучше можно сделать, где прозвучало в итоге – непривязанность к плодам. Уже тогда, в начале Бхагавад-Гиты, Бог выразил, по сути, свое отношение к отрешению саннйаса и тйага, хотя этот факт не был в такой форме оговорен. Теперь, в завершающей главе Бог Кришна намерен четко высказать Свое окончательное Мнение по этому вопросу. Но, прежде всего, следует обратить внимание на то, что Бог желает сказать по поводу отречения тйага. Это – очень существенное замечание, без которого дальнейшие объяснения не возможны. Речь идет о том, что «отречение тйага непременно объявлено в трех видах (в зависимости от трех гунн материальной природы)». Это означает, что отречение тйага имеет три, а не одно определение в зависимости от гунн материальной природы. Как это связано с отречением саннйаса – будет видно позже, но связь явно присутствует, и Бог к этому возвратится. Но сначала Бог желает настроить на нужное понимание умы, направить на Высшее Мнение Бога относительно любой деятельности человека в материальном мире. Человек должен почувствовать, куда его склоняет Бог, еще не услышав конкретный ответ Бога на вопрос Арджуны относительно двух видов отречения. Об этом – в следующем стихе.
    5. Никогда не следует отказываться от жертвоприношений, благотворительности, тапасьи и работы, но непременно их исполнять. Жертвоприношения, благотворительность, а также непременно тапасья очищают даже великие души.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Прежде, чем ответить на поставленный вопрос Арджуны, Бог дает свое однозначное отношение к вопросу о фактическом участии человека в материальной деятельности, не зависимо от того, занят ли человек преданным служением или нет, религиозен или нет. Всем и на всегда в этом плане Божественное Мнение одно – работать, не уклоняться, исполнять как долг, исполнять, как член общества, не отрешаться от работы, которая, прежде всего, может решать самые насущные вопросы телесного материального существования, работать, не ожидая чудес, работать без скидок себе, активно входить в жизнь данными Богом возможностями. Также не виртуально, но воистину не отказываться, но исполнять и другие виды деятельности, из которых Бог наиболее четко и однозначно выделяет то, что всегда и во все времена благотворно для всех людей. Речь идет о жертвоприношении, благотворительности и тапасьи. Есть в материальном мире те души, достигшие высот в преданном служении Богу, которые считаются святыми, которые всей своей жизнью достигли величайшую мудрость Вед и знания, которые в достаточном отрешении от мира и материальных отношений, чей труд воистину духовен, к величию которых, казалось бы уже не прибавить не убавить, которые настолько отречены, что уже не связывают себя необходимостью продолжать азы религии, рекомендуемые для сюда входящих, для неофитов. И им Бог рекомендует настоятельно, твердо, без предпочтений, продолжать всегда и во всех условиях жизни заниматься жертвоприношениями, благотворительностью и тапасьей, как бы не казалось, что их жизнь на том и стоит изо дня в день их преданным служением и аскезами, их проповедями и жертвоприношениями как бы автоматическими и неизбежными. И таким людям следует направленно заниматься всегда, при любых обстоятельствах наряду с процессом чистого преданного служения и вполне осознанным жертвоприношением, и тапасьей, и благотворительностью, направляя сюда мысль, материальные возможности, физические и духовные усилия, ибо и такая деятельность способствует духовному становлению, развитию, стяжает Милость Бога, дает основание Богу вести и дальше, ибо в Боге нет совершенных, нет безукоризненных, нет достигших отрешения, нет великих и высоких, нет абсолютно чистых, которых уже далее очищать некуда. Многим это следует хорошо знать и этим руководствоваться, не считая, что первый перед Богом, и земными успехами не мерить свою заслугу перед Богом Кришной, но преумножать. Вот Мнение Бога вообще относительно труда, другой деятельности человека в материальном мире. Отсюда еще не следует сам ответ Бога на поставленный вопрос, но последует, ибо к сказанному есть великое и важнейшее дополнение, все расставляющее по местам.
    6.Но и во всей этой деятельности следует отказаться от привязанностей и плодов, а также исполнять, как долг, о, Партха. Это Мое непоколебимое лучшее мнение.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Этот стих можно в совокупности с предыдущим и нужно принять за лучшее Мнение Бога при ответе на поставленный Арджуной вопрос. Эти два стиха требуют, чтобы человек в материальном мире непременно исполнял любую деятельность, включая и благотворительность, и жертвоприношение, и тапасью, любой труд. Но с великим и важнейшим условием, в котором Бог непоколебим – выполнять, отказываясь от привязанностей и плодов. Это значит не претендовать на результат, не привязываться к нему, не распоряжаться мысленно плодами, но предоставить все это Богу. Это процесс, прежде всего, мыслительный, процесс мысли религиозного человека, который уже может предаться Богу хоть в этом плане, кто уже идет без страха, независим от мнений людей, кто готов довольствоваться и малым, ибо Бог, всем распоряжающийся, может дать за работу и мизерную плату. Человек должен уметь при этом сносить в материальном мире упреки, требования других от него зависимых материально членов семьи, должен уметь проповедовать, разъяснять Волю Бога, приучать и других не роптать, но обходиться тем, что дает Бог для поддержания тела. Вот этот путь исполнения работы, но при условии непривязанности к плодам и есть путь отречения, но путь не отказа от работы фактически, есть путь не надеющийся на других, но все же на Милость Бога и свои личные усилия, путь, где человек никак не связывает плоды своего труда с другими людьми, не входит с ними в отношения, не решает с ними те или иные вопросы более, чем позволяет Бог. Вот такое отречение, изматывающее, требующее терпения, смирения, предания себя Богу и есть отречение тйяга, по определению Бога. Мнение здесь Бога - лучшее, но не единственное, ибо Мир земной состоит из живых существ разных ступеней, разного опыта, разного пути, а потому возможны, не отвергаются и другие пути отрешения. Но лучшее – здесь провозглашено, объявлено через Арджуну, есть руководство к действию и для современника, готового трудиться, выполнять свой земной долг, но и претерпевать в том, что не будет бороться за плоды труда, не будет выяснять отношения, доверится решению Бога в каждом работодателе, но будет усерден, старателен, искусен, ибо, когда труд одухотворен, а он считается в таком случае одухотворенным, тогда он исполняется легко, профессионально, как искусство. Но, а как Бог говорит о тех, кто во имя Бога, исполняет, так сказать, «высокое» отречение под эгидой, что не желает на каждом шагу через деятельность сталкиваться и попадать через труд под влияние и условности материального мира, кто предпочитает работать только на себя, предпочитая путь отшельничества и поборов, кто так видит свое жертвоприношение Богу. Об этом – в следующем стихе.
    7.Человек никогда не должен отказываться от предписанной деятельности. Его «высокое» отречение (полный фактический отказ от работы), вызванное иллюзией (вследствие слабой духовной ступени), объявляется отречением тйага в гунне невежества (саннйаса).
    КОММЕНТАРИЙ.
    Это еще более полный ответ Бога на поставленный вопрос Арджуны. Итак, Бог настоятельно, непременно советует исполнять любую деятельность фактически, но при этом отказываясь от привязанности и плодов, тем одухотворяя и узаконивая перед Богом любую деятельность, которая в этом случает не имеет кармических последствий. Этот путь не нов, уже объяснялся Богом, как карма-йога, путь объявленный Ведами, путь рекомендуемый Богом всегда и всем. Но теперь на путь фактического отказа от деятельности (саннйаса), практикуемый многими преданными, Бог посмотрел как на разновидность отрешения тйага, назвав его отречением тйага в гунне невежества и тем определив взаимоотношение этих двух направлений отречения – тйага и саннйаса и так подводя Арджуну к ответу на его вопрос в ст.1. Но. Как же быть с полным отказом верующего от деятельности в материальном мире? Объявить его, это направление отрешения вне религии? Ведь, и этот путь имел и имеет место, а значит, был также дан Богом? Ибо ничего нет без Воли на то Бога. На самом деле, и этот путь фактического отречения от работы (саннйаса) имеет право на существование, но для тех, кто по своим качествам и духовной ступени пониже, но кто устремляется пойти по стопам духовных учителей и великих святых, копируя, имитируя их образ жизни, через отречение саннйаса (удаление фактическое от мира), не имея на это Благословения Бога. Только Бог может повести по пути отхода от работы реального, фактического, но избранные единицы, тех, кто воистину должны ходить, ездить по миру, проповедуя Божье слово, Кому Бог и не позволит работать, как ни старайся и не выпрашивай, кого Бог повел этим путем согласно Божественному Плану, кому Лично вручил саннйасу и кого обеспечил материально Лично через учеников. Но этот путь далеко не для всех. Нельзя всем преданным ринуться в эту дверь, где нет фактической трудовой деятельности в материальном обществе. Такие люди, еще не достигшие Божественные качества, не вышедшие на уровень духовных учителей, обязаны, непременно обязаны работать на условиях Бога, а не мнить себя, попадая под влияние иллюзии невежества, находящимися в всепозволяющем отречении, дающим свободу рукам. Само отречение, какую бы высоту в их глазах не имело, не должно отводить от работы. Иначе, его высокое отречение во благо преданному служению, посвященное Богу и жизни в Боге, будет не более, как придаток, разновидность отречения тйага, а точнее объявлено отречением тйага в гунне невежества, согласно данному стиху. Вот он ответ Бога. Если ты не духовный учитель, не святой, не поставлен условиями материальной и духовной жизни в невозможность фактически трудиться самим Богом, и если ты при всем этом не желаешь в связи с внутренними спекуляциями работать в материальном мире на тех условиях, которые тебе предлагает Бог из-за лени или неразвитого духовного понимания, или не доверяешь Богу, или хочешь ускорить процесс духовного становления, если ты желаешь переступить эти важные ступени развития на пути к Богу, то, извини, твои усилия ничтожны, ибо ты попадаешь в своем отрешении под влияние иллюзорных энергий Бога, твое отречение не более, чем отречение тйага, но в гунне невежества и так будет принято Богом. Не взыщи. Придется расти и становиться под влияние гунны страсти, а уж потом гунны и благости, что есть само отрешение тйага, настоятельно рекомендуемое Богом всем. Поэтому Бог не зря вначале указал, что отрешение тйага может быть в трех видах - под влиянием гунны невежества, страсти и благости. Таким образом, саннйаса по собственному почину есть составляющая отрешения тйага и в этом ее отличие от тйага. Она – часть от целого, причем не лучшая. Таким образом, религиозный человек, который свое отрешение надумал и решил предпринять надуманное, отказавшись от работы вообще, изыскав в в себе средства для поддержания своего тела не связанные с фактическим трудом, такой человек находится все же в преданном служении тоже, но, увы, его отречение не есть санняса, подобная саннйасе духовных учителей и святых, а есть тйага, но в гунне невежества, каким бы высоким ему его отрешение не показалось, а потому ему еще идти и идти к Богу, пока не доберет тех качеств, которые направят на труд и деятельность без привязанности к плодам. Этого уже будет достаточно, ибо не каждый непременно должен идти путем святых, путем полного отречения от деятельности. В этом вопросу надо довериться Богу. И если человек почувствует, что да, действительно, Бог не дает ему работать ни при каких условиях в материальном мире, а изыскивает другие пути для поддержания его тела, если Сам Бог ограничивает связи и общение с другими, то так ясно видящая в себе работу Бога душа может понять, что и в ее пути такое возможно и ничего сама она с этим поделать уже не может. Значит, ей Бог так дал в этой жизни, значит, так желает над ней работать и через это вести и развивать. Путь Бога над каждым уникален, никто не может знать, как его поведет Бог. В таких условиях лучше устремлять себя на выполнение предписанного долга, не мудрить, но идти согласно Мнению Бога, не изобретая и не ускоряя события, а это значит - исполнять работу, не привязываясь к плодам; и, если Бог найдет нужным, Он путь любого непременно скорректирует с пользой для идущего. Как идти – Бог указал всем, а подправлять каждого будет по ходу, и это будет видно идущему непременно. Главное – никакой отсебячины, никаких лишних предпринимательств, никаких усилий иных, ибо это может и навредить. Это, сказанное Богом, должно быть маяком, абсолютным и бесприкословным указателем в процессе преданного служения и личного пути. Но раз речь зашла об отрешении тйага в гунне невежества, то, несомненно, есть и отречение тйага в гунне страсти. Об этом в следующем стихе.
    8.В этой же связи непременно несчастлив тот, кто отказался от исполнения работы из страха или из-за неудобства телу. Он находится в отречении тйага в гунне страсти и никогда в результате такого отрешения не насладится плодами.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Сразу следует сказать, что речь идет никак не о материалистах, ибо они подпадают под иную категорию Божественного суда, а о тех, кто знает Бога Кришну, кто желает идти к Богу, желает себе духовного продвижения, кто имеет цель выйти за пределы сансары, кто готов жертвовать, исполнять благотворительность и тапасью, кто изучает Веды, но кто еще вначале пути, кто еще более полагается на свой беспокойный ум и не добрал необходимые качества для чистого беспримесного преданного служения. Такие люди, в любом своем духовном предприятии, еще рассчитывают на плоды, некие результаты духовного порядка, хотя выращивают их не по правилам, самолично предпринимая и решая, выискивая пути к Богу за пределами установленных Ведических правил и норм, игнорируя Слово Бога, ибо только-только вышли из привычного мира материальных отношений, но все еще руководствуются его задатками в себе, начиная с меркантильного беспокойного ума, обхода авторитетов и личного предпринимательства, будучи еще неумолимо движимыми своим родным эго. И к ним Бог милостив, но далеко не все могут все же, согласно стиху, насладиться плодами своих стараний и следуемых за ними результатами. Веды, Слово Бога – лучший направляющий учебник для духовной практики, и его указания игнорировать – себе дороже. Но и не пройти иной раз путь отклонения, личного почина - невозможно. Сам Бог постепенно, но завоевывает душу, выводя ее личные старания в нужное русло, не насаждая, а утверждая в ней Божье Слово, укрепляя ее шаг за шагом в понимании истинности пути, указанном Богом, подводя за руку к Божественному Мнению, выводит душу на понимание тщетности попыток внести в этом направлении что-то от себя, дабы ускорить процесс духовного развития. И только после нескольких жизней как бы направленных впустую, живое существо начинает выравниваться, корректировать свои минусы и согласно достигнутым качествам точнее улавливать Слово Бога и ему следовать неукоснительно. Фактически, и нет таких, кто шел бы без ошибок и не побывал в отречении тйага под влиянием разных гунн. Как же Бог дает несовершенным преданным идти под влиянием гунны страсти? На практике это происходит примерно так. Религиозный человек, преданный Бога Кришны, знающий Мнение Бога, поступает на работу, следуя указанию Бога и с целью поддержать свое тело. Он мыслью, не качествами, опираясь на совершенные духовные знания, готов отказаться от плодов своей деятельности, готов претерпеть, он уже повыше, чем тот, кто еще находится под влиянием гунны невежества и однозначно не желает работать, хотя и посвящает свое безделие Богу, ибо имеет свой план духовного развития и отрешения от пути мирского. Но происходит так, что данный преданный, будучи повыше, однако, не может, умом хоть и желая, удержаться на работе, которая ему предписана, для исполнения которой он получил от Бога образование. Он категорически не может оставаться на работе из-за того, что она не устраивает его из-за неудобства телу, из-за того, что находится в опасениях и страхах и не может это в себе перебороть. Как врач он боится крови, оперировать, ответственности, как полицейский он боится бандитов, перестрелки, как строитель он боится холода и жары, доставляющих неудобства телу, как водитель он боится водить машину и неожиданности, как почтальон он боится жары и мороза, долго ходить, носить тяжелую корреспонденцию, как риэлтор он боится общения, обмана, расторжение сделки, прочие непредвиденности, как учитель боится отсутствие дисциплины... Человек может не переносить сидячую работу, работу тяжелую физическую, работу опасную, связанную с преступным миром, может бояться своего косноязычия, своей рассеянности.. не счесть… Но что еще ему может предложить материальный мир? Куда не пойдет – новые неудобства телу, новые страхи… В итоге кажется, что Бог отводит, а на самом деле – качества человека таковы, что он не желает претерпеть. Будучи религиозным, он склонен видеть за всем Волю Бога, но трактует ее себе во благо и защиту, во благо духовному пути без работы, без усилий такого рода, идя на отречение от работы совсем, перебиваясь заработками сторонними или работая только на себя, скажем, в подсобном хозяйстве, и в таком состоянии служа Богу, отдавая преданному служению много сил и времени, но все же теряя в том, что не служит Богу через карма-йогу и здесь не добывает через такую практику гораздо более ценные качества духовного порядка, такие, как терпение, смирение, постоянная медитация на Бога и др. Его отрешение от деятельности есть отрешение тйага, но в гунне страсти, что есть тоже безделие, но по причине указанной. Но он хотя бы пытался работать в отличие от того, чья тйага в гунне невежества. То, что он все же устремлен к Богу - важно. Но плоды его деятельности пока слабые, ибо нет системы, нет благословения Бога, но есть путь промежуточный к истинному отрешению. Пока видимо идет подготовка. И этот путь от Бога, и этот путь некоторым нужен, но плоды пока не очень заметны и вряд ли в полной мере удовлетворят идущего. Так Бог подводит и к отрешению тйага в гунне благости. Об этом в следующем стихе.
    9.Таким образом, о, Арджуна, непременно следует исполнять работу, как долг, отказываясь от привязанности и плодов. Такое отречение тйага считается в гунне благости.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Таким образом, Бог Кришна высказал Свое окончательное и лучшее Мнение, отвечая на вопрос об отречении тйага. Объяснив, что такое отречение бывает трех видов в зависимости от гунн материальной природы, Бог рекомендовал исполнять это отрешение тйага (при выполнении работы) в гунне благости. Так, в чем суть отречения тйага в гунне благости? В том, чтобы исполнять работу как долг, т.е. неуклонно, непременно, обязательно, во что бы то ни было, но также непременно отказываясь от плодов, не привязываясь к плодам своей деятельности, игнорируя их, оставляя это Богу, как Тому, от Кого все исходит и Кто всем распоряжается изначально. Но, обращаясь к стиху 2 этой главы Бог говорит, что «…Отказ от всех плодов деятельности сведущие называют отречением тйага». Т.е отречение тйага по определению есть отречение тйага в гунне благости, равнозначны. Поэтому, если мы хотим сказать об отречении тйага в гунне благости, мы не ошибемся, назвав такое отречение просто тйага. Таким образом, Бог не только ответил на вопрос Арджуны, в чем заключается отличие отречения саннйаса от тйага, но и порекомендовал, отречение тйага, как лучшее, всем, кто озабочен своим духовным развитием и тем, кто готов следовать и в этом вопросе по стопам великих ачарьев и святых личностей, отказываясь фактически и незаконно от работы и в этом видя свой путь, свое отрешение, свое жертвоприношение, отнюдь не беспокоясь о том, как будет поддерживать свое тело, и иной раз обрекая себя и своих близких на немалые страдания, ибо Бог не готов их поддерживать обществом, через подаяние, через понимание другими преданными. Путь к Богу в цивилизованном мире должен быть упорядоченным, не за чужой счет, если Бог напрямую так не поведет, без лишних предприниманий в этом направлении, но через труд, через практику карма-йоги (исполнение работы без привязанности к плодам, т.е. в отречении тйага), одухотворяющей любую деятельность мыслительным процессом, через контроль ума и чувств, ограничение в общении, медитацию на Бога, умение удовлетворяться малым, исполняя работу как долг.
    10.Разумный человек, оставивший все сомнения и приняв отречение тйага в гунне благости, никогда не ненавидит неблагоприятную работу и никогда не привязывается к благоприятной.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Что означает принять отречение тйага? Это означает, что, прежде всего, человек занят преданным служением Богу Кришне и желает идти по пути очищения, что ему, однако, необходимо поддерживать свое тело, тела своих близких, необходимо исполнять свой долг и при этом духовно совершенствоваться. Также отсюда следует, что он знает Мнение Бога достаточно точно, знает цену Мнения Бога, как Высочайшей Божественной Личности, знает, что путь непосредственной трудовой деятельности объявлен Богом, как лучший и хорошо понимает требования, которые предъявляет Бог к так идущему. Вот все это понимание и характеризует человека как разумного, оценивающего свои возможности внутренние и материального порядка и принимающего единственно для себя правильное решение, видя путь отрешения тйага как духовную практику, карма-йогу, которая должна исполняться при оговоренных условиях, входящих в определение карма-йоги или отречения тйага, что здесь одно и то же. Если человек стоит уже на такой ступени развития, что может беспрекословно выполнять предписанные обязанности, не привязываясь к плодам труда, будучи здесь в отрешении, то это говорит также и о том, что он уже достиг в материальном мире и предыдущей практикой преданного служения те качества, которые и будут способствовать указанной духовной практике. Или же по качествам он достиг того уровня, что может начинать практиковать этот духовный опыт, укрепляя и развивая Божественные качества при условии подчинения себя Божественным здесь требованиям, шаг за шагом утверждаясь качествами и желанием так идти, хотя прежде мог подобного опыта не иметь. Во всяком случае, качества так идущего уже подходят. Что же это за качества? Но прежде. Это готовность расти духовно. Здесь без совершенных знаний Вед, без Слова Бога никак не обойтись, не сдвинуться, не удержаться. Человек вначале должен ЗНАТЬ. Чтобы постоянно сюда оглядываться, на этот базис и авторитет в себе беспрекословно опираться, его в себе развивать, применять, извлекать, как абсолютный внутренний фундамент, откуда и будет произрастать твердость, уверенность, непреклонность, смирение, подчинение Воле Бога, понимание цели и смысла. Что должен человек в себе нести, прежде чем отважиться на столь не простую практику йоги? 1. Бог – Высший Управляющий. 2. Все изначально принадлежит Богу, а, следовательно, и сама работа и ее плоды. 3. Бог дает мысль, связи необходимые в этом процессе, желание, саму работу, все в ней недостатки, все от Бога. 4. Непременно следует понимать, что в каждом Бог и Бог через каждого может наставлять, это помнить, учитывать, принимать. 5. Бог управляет памятью каждого, каждому подает из памяти знания, дает Сам навыки, дает сноровку, требует изнутри логики, последовательности, умозаключение. 6. Сам Бог дает ошибки тем, кто не имеет опыт и Сам через ошибки и мнения более опытных подсказывает, что может сопровождаться и неприятными событиями. Преданный должен во всем видеть Руку Бога и понимать, что ему Бог хочет в работе сказать непосредственно или через других. 7. Следует предать себя Богу в вопросе материального вознаграждения, здесь быть смиренным и уметь претерпевать несправедливость, видя за всем промысел Бога. 8. Человек также должен понимать, что преданное служение Богу требует аскетизма, высочайшего терпения, несет в себе Богом предусмотренные испытания и трудности от людей, от самой работы, от тела и быть к этому готов. 9. Человек также должен понимать, что работа выводит его в материальный мир, где он может или соблазниться общением, материальными интересами и благами или использовать материальный мир для преданного служения, учась преодолевать соблазны и искушения, проповедуя, учась среди всего постоянно оперировать к Богу, учась видеть Мнение и присутствие Бога в каждом и на этом великолепно совершенствоваться, прибавляя себе через такой опыт мудрость, свидетельство о Боге, милосердие, смирение и терпение, полностью воспринимая материальный мир, как духовный, где все явно и неявно связано с Волей Бога и его неизменным присутствием. 10. Человек также должен знать, что, даже служа Богу, он не первый перед Богом, что Один Бог знает ступень каждого, ведет каждого, изнутри подсказывает каждому. Из этого должен понимать, что он не выше, не лучше, не достойней, но делает свое дело перед Богом так, как он это видит, не оскорбляя, не принижая окружающий материальный мир во всем его проявлении, видя мир на своей ступени развития, не считая себя перед Богом более достойны, не сыпать поучениями, не приводить себя в пример, не демонстрировать свое преданное служение и аскетизм, но так находиться среди других, чтобы никто и не подозревал, что он на постоянной связи с Богом и следует в себе указаниям Бога изнутри или делать это корректно. Вот минимум здесь приведенных знаний, которые человек должен взять в себе за основу. Но и этого мало. Именно эти знания и весь предстоящий опыт духовный должны уже вначале отзываться в нем частично или более полно качествами, затребоваемыми Богом, как сопровождающими или только развивающимися, но уже действующими в свою необходимую меру, применяющимися к преданному служению и конкретно к пути отречения тйага. Какие же это качества? Немногословие, терпение, смирение, старательность, отрешение, доброжелательность… , ибо все же труд производится с Богом, для Бога и Богу нельзя, не следует предлагать плохие плоды, произведенные далеко не лучшими качествами и мыслительным процессом. Необходимо развивать сноровку, не брезговать чужим опытом и наставлениями, видя все, как руку Бога, необходим энтузиазм в работе, скромность, уважение к другим, доброжелательность, дружелюбие, скрупулезность, ответственность, порядочность… все эти качества не новы для сознания преданного, ибо они развиваются Богом в каждом еще в материальном мире его средствами и представителями постоянно. Теперь эти качества следует взять за основу, что не сложно, направить на служение Богу и на выполнение любой деятельности в отречении тйага. Ну и необходимо качество, которое Бог приводит в данном стихе - преданный должен никогда не ненавидеть неблагоприятную работу и не должен привязываться к благоприятной. Это очень не простое требование, но оно может исполняться при условии, если человек идет по пути непривязанности, укрепился в этом направлении, видит работу как то, что подобрал ему Бог Лично и понимать, что, если Бог дал именно эту работу, значит в этом есть причина, значит, именно через эту деятельность Бог желает внести в преданного недостающие качества и закрепить или развить уже существующие, дать тот опыт, который в нем еще слаб или отсутствует, дать новое понимание или новое окружение и из него, из нового приобретенного качества, следует что-то, намеченное Богом, извлечь и применить впоследствии в преданном служении, приближая его к совершенному. Следует к любой работе относиться как к окончательной Воле и Плану Бога, понимая, что Бог дает, зная то, что человеку не известно, значит, в этом есть смысл и понимая, что и Сам Бог выводит из любой деятельности предавшиеся ему души опять же по Своему Плану, давая ситуации, при которых работа та или иная становится крайне невозможной. Здесь следует довериться Богу, вручить себя Богу, терпеть, стараться, и понимать, что, как Бог дал, так Бог может и отвести, ибо преданных Бог очень часто водит по разным работам и видам деятельности, наполняя их багаж непредвиденными знаниями и опытом, которыми далее уже в этой жизни преданный сможет оперировать и через них более постигать Слово Бога и суть совершенных духовных знаний, ибо и духовные учителя представлены Богом как те, кто знает жизнь, а потому был занят в любой деятельности, входил в многие отношения, постигал многие знания, включая и материальные. Пути Бога – неисповедимы. И это тоже хорошо брать на вооружение любому преданному.
    11.Невозможно воплощенному полностью отказаться от работы. Но тот, кто отказался от плодов своей деятельности (фактически исполняя работу), его отречение, сказано, есть отречение тйага.
    КОММЕНТАРИЙ.
    Здесь под воплощенными следует понимать всех людей, верующих и не верующих. Бог констатирует, что никому из воплощенных невозможно отказаться от работы, т.е. работать не только следует, а насущная, данная материальным существованием, самом Богом потребность, абсолютная необходимость, есть законное средство от Бога поддерживать свое материальное тело, развиваться, исполнять долг. Работать должен каждый, достигший определенного возраста и знаний, любой, кто имеет физическую возможность, психическое здоровье и определенный уровень знаний, специальных и нет, но достаточный, чтобы выполнять определенный уровень работы в сложности, соответствующей интеллекту личности, здоровью, пониманию. В этом не должно быть сомнений. Но к преданным Бога, к верующим, стоящим на ступени преданного служения, устремленных к духовной реализации это требование усиливается тем, что их работа должна быть, исполняться постоянно без привязанности, в состоянии отрешения от плодов работы. Это значит, что работая наравне с неверующими, такой человек, работая, не озабочен итогом, не стремится распоряжаться плодами, не медитирует на них, удовлетворяется тем, что через других ему за работу даст Бог, ибо видит только Бога распоряжающимся всеми материальными благами, в этом вопросе вручает себя Богу и претерпевает страдания, если приходится, ибо и в этом, в таких последствиях работы также видит суть преданного служения, проявление своего смирения и здесь видит поддержку Бога. Вот о таких людях, не материальных, не просто верующих других конфессий, а о преданных Бога Кришны можно сказать, что они находятся в отречении тйага, или в отречении тйага в гунне благости, что есть одно и то же. Только у того, кто обладает совершенными знаниями, кто предан Богу и идет по пути духовного развития, может быть основание, внутреннее убеждение, внутренний потенциал, чтобы так идти, так воспринимать работу. У материального человека такой труд без привязанности к плодам не имеет причины, ибо нет знаний, нет понимания, нет внутреннего основания так идти, так мыслить, ибо человек еще не достиг этой религиозной ступени, хотя ее и не миновать, но в свое время и каждому. Такие люди считаются пока занятыми кармической деятельностью, деятельностью, привязывающей к плодам труда, к общению в труде, к своего рода также развитию через труд. Этот этап для преданных считается пройденным и к нему, как правило, возврата не бывает.
    12.Тот, кто не находится в отречении тйага (т.е. работает ради плодов, т.е. занят кармической деятельностью), достигают три вида плодов своей деятельности: нежеланные, желанные и смешанные, но это не имеет отношение к тому, кто отрекся от плодов деятельности ( находится в отречении тйага в гунне благости, или исполняет работу не привязываясь к плодам, будучи в отречении тйага).
    КОММЕНТАРИЙ.
    Тот, кто не находится в отречении тйага, непременно занят кармической деятельностью. Другого пути нет. Это означает, что человек работает так, как принято в материальном мире и не отягощен совершенными духовными знаниями. Такой человек обладает набором материальных качеств, которые и определяют, по сути, отношение к работе, уровень ее исполнения, привязанность к результатам, распоряжение плодами своей деятельности. И материальные люди, будучи вне религиозных норм, обладают разными качествами и в этой связи находятся на разных ступенях материального и духовного развития. Стоящие на более низких ступенях развития качествами более приближаются к качествам животного мира, где доминирует эгоизм, жестокость, жадность, агрессия, лживость, несмирение. Какими качествами человек преимущественно на своей ступени развития обладает, так эти качества и в такой же мере в разных видах деятельности и проявляются, включая саму работу, ту деятельность, за которую живое существо получает материальное вознаграждение, направляемое на поддержание тела и быта. Низкие качества обуславливают в работе изворотливость, лень, пренебрежение, неаккуратность, безответственность, в результате чего человек своим трудом приносит вред общему делу и страдание другим людям. Вследствие кармических реакций такие люди пожинают плоды в виде страданий, здесь называемые нежеланными. Стоящие на более высокой ступени, однако, еще далекие от совершенства люди в виду своих качеств, где уже присутствует и добродетель и ответственность и аккуратность, и пунктуальность наряду с качествами более низкого уровня, пожинают плоды своего труда разные, как благоприятные, так и неблагоприятные, здесь называемые смешанными. И люди, которые уже стоят на достаточно высокой ступени, даже будучи еще нерелигиозными, но обладающие качествами лучшими, они исполняют работу со всей ответственностью и старанием, повышают свою квалификацию, продолжают идти по пути знаний и профессионального роста, отзывчивы, терпеливы, старательны и усердны. Такие люди, не смотря на то, что еще привязаны к плодам своего труда, все же кармически заслуживают преимущественно благоприятные плоды, здесь называемые желанными. На самом деле, кармическая деятельность считается деятельностью греховной, ибо здесь непременно присутствует привязанность, эгоизм, соперничество, зависть. Поэтому в своей природе кармический труд не может быть абсолютно благоприятным, иметь преимущественно желанные плоды, но на такие три группы разделить плоды материального труда можно условно, даже если человек не религиозен. И в материальном сознании есть духовные ступени и люди реально разнятся друг от друга согласно своим ступеням, своим качествам и своим отношением к труду и исполнением.
    Таким образом, Бог ответил исчерпывающе на вопрос Арджуны. Из стихов 1 -12 этой главы непременно следует, что отречение тйага и саннйаса не равнозначные понятия, что саннйаса есть отречение тйага в гунне невежества, т.е. входит, составляет часть отречения тйага. Также следует то, что в материальном мире человек не должен уклоняться от работы, но непременно ее исполнять, что есть лучшее Мнение Бога. Но исполнение работы может быть в преданном служении и нет. Материальный человек или религиозный, но не идущий по пути преданного служения, фактически занят кармической деятельностью, когда человек привязан к плодам своей деятельности и считает себя распоряжающимся этими плодами. Занятый такой деятельностью пожинает плоды трех уровней, неблагоприятные, благоприятные и смешанные. Такие плоды не пожинает тот, кто находится в отречении тйага, т.е. занят деятельностью, работой, отрекаясь от плодов. Этот вопрос о работе, о видах работы Бог счел нужным поднять, разъяснить, ибо этот вопрос всегда в материальном мире был, есть и будет насущным. Работу не обойти в материальном мире, вопрос о работе является насущным для верующих и неверующих, для радеющих и своем духовном росте и нет. Бог этим ответом расставил однозначно все точки над i, но есть еще ряд важнейших вопросов, с которыми человек в материальном мире встречается на каждом шагу, вопросы, которые ранее в Бхагавад-Гите особо не поднимались, но для человека насущны, крайне необходимы для правильного религиозного мышления и понимания. Первый вопрос здесь, в этой главе был – о работе, об отрешении в работе от плодов деятельности, о том, что работать необходимо всем и всегда, дабы человек мог в себе опереться на это Мнение Бога и не совершал тех ошибок, за которыми последуют кармические реакции неизбежно, дабы невежество в столь важных вопросах не возвращало лишний раз в колесо сансары, чтобы духовное продвижение и материалистов и духовных людей не тормозило. Далее Бог собирается поведать Арджуне о причинах работы, о знании, работнике, о разуме, решимости, о счастье в зависимости от гунн материальной природы… Умея здесь мыслить и видеть правильно, человек наиболее точно поймет свое место в материально мире, увидит Бога и работу Божественных энергий повсеместно, сможет расширить свои знания и направить их на медитацию на Всевышнего, обо всем мыслить через Бога и Божественное присутствие.





    Источник: http://автор
    Категория: БОГ,ВСЕВЫШНИЙ,ГОСПОДЬ, АЛЛАХ | Добавил: tulasi07 (02.02.2012) | Автор: Наталия Маркова
    Просмотров: 91 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Друзья сайта

    Ad
  • "АЛГЕМОС"

  • ЗОВ КОСМОСА -космическая поэзия

  • Хулиган Вселенной

  • Летающие тарелки

  • Тюремная поэзия

  • Работа для всех

  • Voicecards.ru
  • Форма входа
    Поиск
    Copyright РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЭЗИЯ © 2017 ПЕРЕПЕЧАТКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ БЕЗ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩЕНА!